Заядлые книгочеи знают: чем старее фолиант – тем увлекательнее может быть история его бытования. Жаль, что книги не умеют говорить. Тем, кто листает их страницы, они бы рассказали много интересного о своих владельцах. В фондах Тимашевского музея семьи Степановых есть интересная подборка педагогической литературы 20-40-х годов прошлого века.
Подарил их музею в 1983 году житель станицы Калининской К.Д. Покровенко. До войны Константин Дмитриевич был школьным учителем химии. Но в 36 лет ему пришлось сменить указку и школьный журнал на военное оборудование химической службы: 23 июля 1941 года педагог был зачислен в 60-ый особый дегазационный батальон. На химическую службу Рабоче-крестьянской Красной Армии возлагались важные задачи: обучение войск правилам пользования средствами противохимической защиты, предупреждение войск о подготовке и начале химического нападения противника, определение отравляющих веществ. При ликвидации последствий химического нападения противника химическая служба должна была проводить дегазацию вооружения, боевой техники, зараженной местности, обмундирования и снаряжения. Константину Покровенко пришлось осваивать иную, нежели в школе, химию. Но он с честью справился, и за храбрость и самоотверженность при выполнении боевых заданий был награжден Орденом Отечественной войны II степени. Среди книг, которые он подарил музею, учебник для средней школы «Органическая химия» (1938 г.), «Химия и строение материи» (1934г.), «Химическое оружие и его токсической воздействие» (1939 г.). А есть и «Настольный календарь учителя на 1941 год» из 388 страниц со множеством иллюстраций. Читаем в оглавлении: «Юбилейные даты», «Из истории науки и техники», «Новости науки», «Главнейшие выставки», «В помощь самообразованию учителю», а еще педагогический, антирелигиозный и справочный отделы.
В «Настольном календаре» проводится обзор деятельности Наркомпроса РСФСР в 1940 году. Оказывается, было сделано очень много в предвоенный год: были изданы новые школьные учебники по истории, литературе. Во всех сельских школах вводились обязательные практические занятия и экскурсии по сельскому хозяйству, организовывались пришкольные участки. Стали активно проводиться научно-педагогические конференции учителей, где поднимались вопросы повышения успеваемости учащихся, работа школы с родителями, воспитание сознательной дисциплины учащихся. В те годы молодая страна Советов огромное влияние уделяла ликвидации безграмотности. Тех, кто не умел читать и писать, становилось все меньше. Но невиданный в истории размах народного просвещения требовал от Советского государства многомиллиардных расходов на строительство школ, выпуск учебников, производство учебного оборудования, обучение и содержание педагогического персонала. Ассигнования на народное образование только в РСФСР в 1940 г. составили более 7 млрд рублей. В то же время, по данным статистики, за годы сталинских пятилеток значительно улучшились условия материальной жизни трудящихся. Рост благосостояния трудящихся сделал возможным возложить часть расходов по обучению учащихся в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях на самих учащихся. Считалось, что платное обучение в глазах родителей и самих учащихся приведет к тому, что к процессу образования будут относиться намного ответственней. Но самой главной задачей Наркомпрос считал такую: коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей в период завершения построения социализма и постепенного перехода к коммунизму.
Выпуская в свет первую книгу большого «Настольного календаря учителя», издательство на обороте титула пообещало с 1941 года ежегодно выпускать аналогичную литературу для педагогов. Календарь был подписан к печати 28 февраля 1941 года. Впереди было много задумок не только у редколлегии календаря, но и у всех советских людей. Но через четыре месяца в планы вмешалась война…