В музейных экспозициях, посвященных истории кубанского казачества, можно увидеть элементы традиционной одежды казаков — это обязательные черкеска, бешмет, бурка, папаха… Далеко не всегда в этот перечень входит обувь. И даже там, где она есть, часто представлены только сапоги. А ведь в специальном указе в середине XIX века, где была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска, помимо сапог в списке допустимой обуви указаны и ноговицы – что-то вроде высоких сапог, но без каблуков и твердой подошвы. Они как чулки плотно облегали ногу. Такую обувь в нашем веке, наверное, и не встретишь. Но что современному человеку в диковинку, то привычно было казаку. Носились ноговицы в хорошую погоду. А в непогожий денек отдавалось предпочтение сапогам. Как говорят историки, строевой казак просто обязан был иметь в комплекте обмундирования две пары такой обуви. Ноговицы обтягивали ногу поверх шаровар, не давая им болтаться, цепляться за ветки. Когда казак на лошади – ноговицы защищали ноги от металлических стременных ремней, да и от пота лошади тоже. Кроме того, ноговицы согревали ноги. Делали их из войлока, сукна, из кожи. Поверх ноговиц надевали чувяки. Одна из разновидность ноговиц входит в основной фонд Тимашевского музея семьи Степановых. Высокие, кожаные, с декоративной фигурной строчкой. Надо сказать, что ноговицы из кожи были дорогими и не доступны для всех. Часто их надевали только по праздникам. Как и другие элементы одежды, казаки позаимствовали ноговицы у горцев. Как писал в 1858 году наш прославленный земляк Иван Попко в своем обширном труде «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооруженной силы и службы»: «В черкесской одежде, как бы тепло ни оделся казак, он одинаково будет поворотлив и проворен. Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать». А в том, что ноговицы, которые можно увидеть в экспозициях Тимашевского музея семьи Степановых, действительно, были удобной обувью, говорит их изношенность: хозяин явно поносил их на славу и был ими доволен.