Я ТЕБЕ ПОКЛОНЮСЬ

«Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы —
То слезы бедных матерей,
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей», —
это слова Николая Некрасова о солдатской матери Епистинии Федоровне Степановой.
На ее долю выпала трудная и трагическая судьба. Она растила своих детей, провожала их в бой, самоотверженно трудилась, не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь со временем, и ждала писем, ждала встреч, до боли в глазах всматриваясь в марево степных дорог. Но не выпала ей радость дождаться своих сыновей живыми. Великую тяжесть она несла сама, не перекладывала ни на кого, не устранялась. Мужественно, строго и благородно старалась держаться Епистиния перед всемогущей волей, насколько хватало сил.
52 года назад 7 февраля 1969 года на 87 году жизни перестало биться сердце Е.Ф. Степановой. Жизнь русской матери, жизнь народа ХХ века воплощена в ее судьбе, трагедии ее детей. Мы порой сетуем на свою жизнь, на трудности, которые окружают нас. И если нам бывает трудно, давайте вспомним судьбу Епистинии Федоровны, ведь она потеряла всех своих сыновей. Ее, как солдатскую мать, похоронили в станице Днепровской у мемориала павшим воинам. Много народу пришло проводить Епистинию в последний путь. В тот день на Кубань обрушились пыльные бури. Ураганный ледяной ветер поднимал в небо тучи чернозема со степей, распаханных теперь до последнего клочка, черные сугробы вырастали у дорог, лесополос, у рек, изгородей и садов. Словно бы со смертью матери лопнула в природе последняя преграда и загуляли расхристанные ветры – разбойники по уничтоженной, бывшей ковыльной степи. У земляков Епистинии, собравшихся проводить ее, ледяным ветром секло лица, выбивало слезу, сводило губы. Женщины укутались теплыми шалями. Мужчины опустили на шапках уши. Грозно гудели, гнулись высокие метлы тополей, ломались сучья. И лишь притягивало взгляды светлое лицо старенькой Епистинии Федоровны, которое осталось добрым, горестным и после кончины. Светлое, необычное лицо ее напоминали последние проводы святой. Тонкими пальцами прижимала она к груди большой медный крест. Печальное ложе стояло на небольшом постаменте из толстых, грубо тесаных, со следами топора, досок. Вот и кончилась жизнь Епистинии Федоровны…
Под каждым надгробным памятником покоится частица истории народа, истории человечества, Вселенной. Сразу понятной становится эта мудрость, когда подумаешь о жизни Е.Ф. Степановой.
По многолетней традиции, в эти февральские дни к могиле Е.Ф.Степановой в станице Днепровской и к монументу «Мать» в мемориальном сквере города Тимашевска идут родственники Степановых, руководители разного ранга, станичники и горожане, школьники, сотрудники Тимашевского музея семьи Степановых. К подножию памятников ложатся алые гвоздики, как символ верности, веры и патриотизма, уважения к материнскому подвигу солдатской матери.