УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОДВИГ ЗЕМЛЯКА

В городе Тимашевске (бывшей станице) многие помнят имя Николая Лошакова. В довоенные годы он жил на улице Вокзальной и учился в средней школе имени Герцена. В 1940 году девятиклассник Николай Лошаков по комсомольской путевке уехал в Краснодарский клуб. А после его окончания был направлен в авиационное училище. На небольшом хуторе Малинино в колхозе имени Димитрова знали его от мала до велика. Здесь жил его отец Лошаков Кузьма Иванович и Николай частенько навещал его. Особенно  запомнился хуторянам приезд Николая в 1963 году. Он привез тогда с собой короткометражный фильм, в котором   рассказывалось о том, как девятнадцатилетний летчик совершил удивительный подвиг, бежав из фашистского плена на самолете врага.

Из справки Воркутинского  городского военного комиссара:

«Лошаков Николай Кузьмич, 1923 года рождения, по спец набору призван в Вооруженные Силы СССР 23 ноября 1940 года.  Краснодарским городским военкоматом направлен в Краснодарский авиа клуб ОСОАВИАХИМ а в качестве курсанта. С мая 1941 года по май 1942 года проходил службу курсантом в Краснодарской военно-авиационной школе пилотов, после окончания которой  был направлен на Ленинградский фронт..» 

Документ – справка от 13 сентября 1949 г. УК 7\1309, в которой управление кадров Военно-воздушных Сил сообщает матери: «мл. лейтенант Лошаков Н.К., пор данным учета УК ВВС 27.05.1943 г., погиб и приказом ГУКНКО №0490 от 07.07.1943 г. исключен из списков Советской Армии». И только 24 марта 1961 г. этот приказ будет отменен. НКВД не сообщило о судьбе летчика его непосредственному начальству. Мать долго ничего не будет знать о судьбе сына.

Из протокола допроса: «…27 мая 1943 г. в 14.00 в составе четырех «Яков» вылетели в район станции Мга с задачей – уничтожить корректировщика   «мессершмитт -110». Я шел на чужой машине В районе выполнения задания моя машина стала отставать и терять высоту. Я запросил ведущего по рации: что делать? Мотор сдает. Ответа не было… В это время сзади, внизу я увидел «МЕ-110» и пошел с поворотом на него. Оглянувшись, увидел машины товарищей. Стрелок-радист «МЕ-110» перестал стрелять, очевидно, был убит, а машина на бреющем полете ушла в направлении германского тыла . Мотор работал с перебоями, машина снижалась. В это время я почувствовал сильный толчок сзади справа. Самолет атаковали два «В-190». Одновременно почувствовал сильную боль левой руки и ноги. Машина пошла с левым глубоким креном вниз, оставляя широкий шлейф дыма. Я потерял сознание.  Очнулся, открыл глаза и увидел, что лежу в одежде на столе, меня обыскивают люди, одетые в форму солдат германской армии, а рядом стояли люди в белых халатах, очевидно, врачи. Как оказалось, я находился в немецком прифронтовом госпитале для немецких солдат… Так я был пленен».

Опыт лагерной жизни научил летчика присматриваться к людям. Судьба свела его с будущим напарником по побегу из плена Иваном Денисюком, который заправлял военно-транспортные самолеты. Они стали строить планы побега. Первая попытка сорвалась. Вскоре друзья узнали, что их должны перебросить  в немецкий тыл, поэтому возникло решение вечером 11 августа совершить побег. Денисюк раздобыл в прачечной аэродрома немецкую форму и спрятал в кустах. К заправочной подрулил комендантский самолет «Шторх-1», за ним – второй. Летчики подозвали механика для заправки, а сами поспешили на ужин. Николай быстро переоделся, незажившая рана отзывалась болью. Преодолевая ее, он направился к самолету. Шел уверенно, несмотря на то, что боялся окрика часового или выстрела в спину. Но все завершилось удачно для пленников. Расположившись в кабине, внимательно изучал приборную доску. Иван выбил колодки из-под шасси и быстро залез в самолет. Лошаков запустил двигатель, самолет побежал по летному полю, дальше форсированный режим –  взлет! У деревни Бритино Новгородской области увидели поле, засеянное овсом, со второй попытки совершили посадку. В этом полете, Николай Кузьмич был вновь ранен.

Местные подростки увидели, что из самолета с трудом выбрались двое. Дети сообщили об этом председателю колхоза, тот позвонил в ближайшую воинскую часть. Заканчивая разговор, председатель сообщил, что летчик предъявил ему партийный билет.  

Контрразведка «Смерш» не  поверила в то, что они не предатели, хотя Лошаков предоставил сведения о формировании военных эскадрилий РОА Власова. Особое совещание при НКВД СССР 4 декабря 1943 года признало его и Ивана Денисюка виновными. Лошакову определили заключение в исправительно-трудовом лагере сроком на три года, считая срок с 12 августа 1943 года. Он был отправлен отбывать срок в Воркуту, а Ивану Денисюку – 20 лет, добывать медную руду на одной из шахт Грузии. Реабилитирован Николай Лошаков 06.11.1958 года.  

По-иному оценили мужество Лошакова немцы. В 1969 году Николая Кузьмича Лошакова пригласили в Германию. Здесь он неожиданно встретил немецкого пилота Густава Хойлера и бывшего солдата взвода охраны Отто Блатта – свидетелей его побега в августе 1943 года. Выяснилось, что комендант аэродрома Алоиз Мойзиш не смог пережить факт угона самолета и застрелился.

Густав Хойлер в начале 1945 года перелетел на советскую сторону. Ото Блатта, по законам военного времени, ждал расстрел. Но находчивый малый на допросах показал себя человеком ущербным, потерявшим слух и речь. В тюрьме он просидел очень долго, гестаповцам было не до него. После войны предприимчивый Отто стал владельцем небольшого ресторана, в котором состоялся званый ужин в честь Николая Лошакова.

40 лет жил наш герой в Заполярье и совсем недолго в Краснодаре. В феврале 1984 года после геморрагического инсульта он умер. Похоронили Николая  Кузьмича Лошакова рядом с могилой матери, Анны Анисимовны — красной партизанки, участницы «железного потока».