У ТИХОЙ РЕЧКИ КИРПИЛИ

Все, кто проезжает по новому, широкому мосту, что в Ольховском, обращают внимание на старые деревья, которые растут на берегу речки Кирпили. С одной стороны они растут как бы «семейкой». Во все времена года яворы радуют своей красотой. Но мало кто знает, как и когда посадили эти деревья?

Сотрудники музея давно  интересовались этим вопросом. И вот, что узнали.

Место — расположения хутора Ольховский очень удачное. Живописны места, по которым протекает извилистой лентой река  Кирпили.

В 30-е годы здесь было 4 хутора: Волков, Куликов, Шкуропатский и Ольховский, входившие в состав колхоза  имени Первое мая. Хатки строили маленькие и стояли они далеко друг от друга. Дворы большие, земельные участки почти по гектару. Цивилизации никакой не было, но жили очень дружно и весело. Молодежь того времени стремилась учиться,  работать на совесть, помогать друг другу и отдыхать вместе. Клуб в доме пана Шкуропатского построили сами и художественную самодеятельность организовали (писали одноактные пьесы, сатирические частушки, играли на сцене). На хуторе был свой духовой и струнный оркестр, а руководителем его был – Василий Степанов, один из сыновей Е.Ф.Степановой. Гордостью колхоза       Первое мая была спортивная площадка, так тогда называли колхозный стадион.

Вот что рассказала Кулик Нина Александровна: «Все хорошие начинания в колхозе шли от  братьев Степановых и их друзей (а дружили они со всеми хуторянами). Они расчистили место, где сейчас находится клуб, магазин и жилые дома и сделали спортплощадку. Там было футбольное поле, беговые дорожки, турник».

Как все это помогало хуторской молодежи в физическом развитии! Сколько было в колхозе награжденных знаками: БГТО, Ворошиловский стрелок, Ворошиловский всадник. А эти знаки надо было заслужить в упорном труде и спортивных тренировках. А еще любили подростки купаться и плавать. Особенно это удавалось Александру Степанову. Он переплывал реку с берега до берега, плавал вдоль реки на большие дистанции. Вот поэтому и благоустроили пляж, выбрав тихое место рядом с греблей  и мостом через р. Кирпили.

По-над греблей с обеих сторон росли вербы, а по берегу посадили яворы. Мечтали Степановы с односельчанами построить и лодочную станцию, чтобы не только купаться, но и, плавая в лодке любоваться окрестностями и ловить рыбу.    Мечты их не сбылись, помешала война. Нет лодочной станции, потому что столько хуторян не вернулись с фронтов ВОВ, а яворы выросли, выстояли. Нина Александровна Кулик рассказала о том, как было дальше: «Немцы в войну, когда был уже освобожден Тимашевский район, прилетали на самолетах   бомбить мост. Но не попали. Бомбы падали на огороды». Одна из таких бомб экспонируется в музее семьи Степановых.

А ведь мост взрывали дважды: в августе 1942 года наши войска и в феврале 1943 года – немцы. К счастью яворы не повредили. Пережили лихолетье и шумят листвой, радуя жителей хутора и всех, кто проезжает по  этому мосту.