Нельзя утверждать достоверно,где именно была изобретена ручная гармонь.Распространено мнение, что она была изобретена в Германии в нач.XIX в. уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.
Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос. Всё решил случай.Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний — не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов.А было так.В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким — и заморским,и российским… и вдруг… услышал звуки сочные,глубокие,певучие,потом увидел инструмент,рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговки под обе руки.«Гармоника,—пояснил хозяин,—вещь редкая,заморская».И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями!Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике.А потом рассчитался и повёз домой -в Тулу,в Оружейную слободу».Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари.Их гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков,какие были внутри гармоники,и с ладом.Смастерил Иван Сизов несколько гармоник:себе,людям в подарок,а потом начал делать и на продажу.За ним и другие,кто посмекалистей,начали ладить гармоники.На масленую неделю 1831 года то в одной избе,то в другой плясали не под балалайку или рожок,а под гармонику,«которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина.Тут-то гармоника и есть сущий клад!».В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей,было шесть фабрик,ладивших гармоники.Отсюда они разъехались в ближайшие губернии:Псковскую,Рязанскую,Орловскую,доходили по Волге до Казани,Вятки.Как писал известный знаток и коллекционер А.Мирек:«Если в Германии гармоники изготовлялись там,где были мастера,то в России -там,куда привозили гармоники,появлялись мастера».Да какие!Каждый стремился не только сделать её понаряднее,изукрасить на свой вкус,но и к здешним песням и пляскам приспособить!Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась.Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек.А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок,в Бологое.«Бологовка» отличалась необыкновенной отделкой:резной медью,горящей «как чёртов глаз»,коленкором, зеркальным стеклом.Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки.К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки,но на самостоятельный второй ряд они еще не «тянули».Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и»двухзвукорядной»,т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд.Ну,а самые уморительные гармошки можно было купить в Череповце:вроде бы и не гармошки,а так — детишкам баловство,величиной с рукавицу,а гармонист возьмёт в руки -весело!Прозвали их «черепашками».Однажды, уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов,выступавший под псевдонимом Невский,гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике.Он спел юмористические куплеты,потом народные песни,потом попурри,подыгрывая на «черепашках».Успех превзошёл его ожидания и очень удивил:он, хоть был самоучкой,но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!В Петербурге Емельянов заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» -разных и по форме,и по звучанию — и успешно выступал с ними в Германии,Англии,Франции,Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова.Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности потом для заработка начал чинить гармоники любого образца.Сам не играл.Строй налаживал по слуху.В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я.Ф.Орланский-Титаренко, выступавший один и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику!А когда зазвучала, Яков Фёдорович был в восторге и назвал её именем былинного певца «Баян».«Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене,в 1829 году… Распространена в России… Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса…» Как хорошо, что это было неправдой! Спустя время были возрождены работы по производству старинных инструментов,сохранению и популяризации забытой традиции.