ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

     Гордостью казака был его гардероб. Помимо черкески, шароваров, бешмета, башлыка, бурки, папахи, сапог (или ноговиц) были еще  обязательные и необходимые элементы одежды. Например, наборный пояс – тонкая полоска выделанной кожи, к которой присоединялись дополнительные ремешки-подвески. В казачьем костюме наборный пояс был заимствован из мужского костюма народов Кавказа, Передней и Средней Азии. Когда-то это был необходимый элемент туалета: на подвески крепились шашка, оселок, огниво, кресало, жирница… Его украшали вставками из серебра, поэтому только лишь обеспеченные казаки могли позволить себе пояс с 25-тью и более деталями. А б`ольшая часть казаков носила пояс, в котором было всего три серебряные детали: пряжка, обоймочка (или, по другому, бегунок, запряжник) и концевик (наконечник) ремня. И то часто серебро заменяли более дешевым мельхиором.

    В фондах Тимашевского музея семьи Степановых бережно хранятся четыре экземпляра казачьих поясов. Все они по технике исполнения схожи между собой. И лишь один отличается добавочными для украшения костяными элементами. Имена обладателей трех поясов, к сожалению, не установлены. А вот кто был владельцем четвертого пояса известен: Башта М.К.   

     Башта Михаил Кириллович  прожил долгую и насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории Тимашевского района и музея семьи Степановых. Он родился в 1888 году в станице Тимашевской. В годы Гражданской войны добровольно вступил в Тимашевский партизанский отряд.  В годы Великой Отечественной войны вновь стал партизаном, вступив в отряд «Решительный».  С 1922 года был активным партийным работником. Имел различные правительственные награды, звание «Ветеран труда». Башта М.К. входил в состав клуба «РБТС» («Революционной боевой трудовой славы»), его участники были инициаторами создания в Тимашевске музея семьи Степановых. Среди личных предметов, переданных в музей в дар на хранение родственниками Башты в 1988 году, был и казачий наборный пояс, который Михаил Кириллович носил в период Гражданской войны. 

      Казаки говорили: «Без пояса и черкеска не черкеска, и бешмет не бешмет», а еще: «Без пояса – как без креста». И, действительно, образ бравого казака в полном обмундировании не представляется без тонкого кожаного пояса: это был и символ собранности, боевой готовности, и достойное по-мужски украшение.