Кто из нас в детстве не плел венки из одуванчиков и других полевых цветов? Многие любили мастерить бумажные коврики и веревочных кукол. Но кто задумывался над тем, что плетение — это искусство, по возрасту сравнимое с возрастом человеческого рода? В древности люди не задумывались над тем, заниматься им плетением или нет. Это было необходимостью. Изготовление посуды, сосудов для хранения пищи, различных украшений — без этого ремесла человечество не смогло бы развиваться.
Лозоплетение прошло сквозь тысячелетия и дошло до нас практически в первозданном виде. И тысячи лет назад, и сейчас человек плетет по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приемов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое. Плетение существует как бы вне времени и вряд ли изменится за последующую тысячу лет.
Другое дело, что изменилась сама цель лозоплетения. В древнем мире оно составляло необходимую потребность, связанную с обустройством человеческого быта. А теперь плетеные изделия служат в основном украшениями.
Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки, посуду, корзины. Материалом для работы служили однолетние побеги ивы, которые росли по берегам рек. А еще плели из камыша и рогоза, ротанга, бамбука и тростника. Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверей и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетеными поделками».
Сколько же веков насчитывает лозоплетение? Самыми старыми из найденных плетеных предметов считаются египетские и ближневосточные находки. Так, например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев использовалась в Древнем Риме — и в домах простолюдинов, и в домах патрициев. Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты.
Весной и осенью жители деревень вместе с кустарями резали ивовый прут. Весенние прутья очищали от коры, сушили в тени, потом вязали в пучки. Заготовленный материал хранился во дворе под крышей. Осенние прутья не очищались от коры и шли на плетение «зелёного товара», который ценился меньше и стоил дешевле.
Плести корзины кустари начинали обычно с октября, после того как управлялись со своими летними работами. Перед плетением сухой прут мочили в воде, после плетения изделия очищали, обрезали концы, а затем—белили, окуривая их серой.
В позапрошлом веке плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира.
В начале XX века в России ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель: стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски; дорожные принадлежности: сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки; детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли сплести из лозы.
Мода постоянно возвращается. Сейчас плетеная мебель — легкая, изысканная — вновь покоряет Россию. Ее можно увидеть в каталогах и витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах. Плетеные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, создавая особый домашний уют.
Главные достоинства плетеных изделий — это экологичность, свойственная всем предметам ручной работы, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к предметам быта они не теряют своих свойств десятки лет.
В статье использовался материал из книги И. Скрипника «Плетение из лозы» 2011г.;
исторические справки Рузского краеведческого музея г.Руза Московской обл.