В Тимашевском музее семьи Степановых в зале, посвященном истории и культуре Кубани, среди многочисленных интересных экспонатов есть несколько ухватов. «…Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».) Действительно, ухват был неизменным атрибутом кухни прежних времен. В южнорусских областях его называли рогач`ом. А в приграничных районах с Белоруссией – вилк`ами. Два последних названия подсказывают форму предмета: одним он напоминал форму рогов крупного рогатого скота, а другим виделся большой вилкой. Слово «ухват» поясняет действие, с которым этот предмет использовался: им ухватывали глиняные горшки и чугунки — прообразы современных кастрюль — для того, чтобы вытащить их из печи или, наоборот, поставить в жар и огонь для готовки еды. В домах обычно было несколько ухватов для горшков разных размеров. Чаще всего его можно было увидеть в женских руках – готовка была привилегией женской половины дома. Но, случалось, применялся он и не по назначению: баба, вооруженная ухватом, почти классический образ в деревне. Мирное приспособление использовали как орудие нападения и обороны. Была даже такая пословица: «С ухватом баба – хоть на медведя!». Прежде чем ухват становился домашней утварью, над ним трудился кузнец. Очень важно было рассчитать расстояние между кончиками рогов, чтоб потом можно было свободно подвести ухват под тулово печной посуды и крепко ее зацепить. Кончики ухвата загибали в противоположные стороны, чтобы не царапалась посуда. На протяжении многих столетий ухват, как и другие печные принадлежности, внешне не изменялся. И детишкам прошлых веков вполне были понятны загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет» или: «Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает». А современные дошколята пожмут в недоумении плечами: печки сменились на газовые и электрические плиты, надобность в ухватах отпала сама собой. Вместе с когда-то необходимым домашним предметом ушли в забвение и выражения устного народного творчества. И сейчас деревянные длинные палки с закрепленными на одном конце железными изогнутыми пластинами всего лишь музейный экспонат – как те, что представлены в Тимашевском музее семьи Степановых.