О событиях Великой Отечественной войны ярче всего рассказывают ее очевидцы: в воспоминаниях, литературных и музыкальных произведениях, в кино- и фотодокументах. Но не менее эмоционально и красочно отражена война в изобразительном искусстве художников-фронтовиков. Им не нужно было домысливать события той поры. Они были непосредственными её участниками…
В фондах Тимашевского музея семьи Степановых хранятся картины Н.В. Морозова (1910 – 2002). Уже 23 июня 1941 года он, будучи выпускником Ульяновского медицинского фельдшерского училища, был назначен военкоматом санинструктором в 4 эскадрон 227 гвардейского полка особого назначения. С востока на запад он шел с советскими частями, приближая Победу. Участвовал в жестоких боях на Смоленщине, в Белоруссии, дошел до Восточной Пруссии.
Потрясенный жестокостью войны, Морозов посвятил трагической странице в мировой истории несколько картин. Вот одна из них: «Оставшиеся в живых (Бухенвальд)». Это полотно впечатляет своими размерами: 133 х 179 см. Николай Васильевич писал его много лет. Начало работы датируется 1963 годом. И лишь к 1980 году полотно было завершено. Как участник Великой Отечественной войны, художник особенно остро воспринимал всё, что связано с войной. Бухенвальд был крупнейшим концентрационным лагерем Германии. Из-за нечеловеческих условий проживания, пыток, проводившихся медицинских экспериментов с июля 1937 по апрель 1945 годы там погибли около 56 тысяч узников, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.
Каждый из узников Бухенвальда запомнил надпись, которая была на воротах лагеря — в переводе с немецкого она звучит как «Каждому своё». Эта надпись изображена поверженной на картине Николая Морозова. А в центральной части – поток бывших узников, изможденных людей. Показания бывших заключенных Бухенвальда рассматривались потом на Нюрнбергском процессе как доказательства злодеяния фашистов.
Вот еще одна картина Н.В. Морозова: «Конец войны». В центре изображена во весь рост босоногая девушка в длинном голубом платье, с цветочным венком на голове. Она стоит на ворохе сваленных в кучу фашистских знамен. Сзади — Бранденбургские ворота и здание Рейхстага с развевающимся красным знаменем. А на левую поднятую руку девушки садится белый голубь – символ мира…
Н.В. Морозов был разносторонним художником. В фондах Тимашевского музея семьи Степановых хранятся и акварельные его работы (иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя), и портреты земляков, и пейзажи, сюжетные зарисовки мест, в которых ему удалось побывать за долгую жизнь… Но картины, посвященные войне, самые сильные по эмоциональному накалу.