«ОН ПОГИБ НА БРЯНСКОМ ФРОНТЕ…» (к 82–ой годовщине гибели Павла Степанова)

       Если бы не война, сколько замечательных качеств  раскрылось бы в такой незаурядной личности, как Павел Степанов! Родился он на хуторе Шкуропатском  в 1919 году. Рос, как и все мальчишки того времени, в большой  и дружной семье. С раннего детства был приучен к труду. Его отличали сердечность, отзывчивость, добродушие и весёлый нрав. Вечерами частенько радовал семью и соседей музыкой. Его сильные и мозолистые руки умели бережно держать нежную скрипку, извлекая из неё мелодии.

     После окончания семилетки Павел решил стать  учителем. Он поступил в педагогическое училище в ст. Брюховецкой. На выходные  и  праздники приезжал домой, прицепившись  на подножку товарного поезда, или пешком шёл  по шпалам, в  мороз, в гололед. Появится в хате весь застывший, замёрзший,  голодный — невозможно было смотреть без слез.

   Как-то Иван Иванович Коржов, муж сестры Валентины, приехал в 1937 году в Брюховецкую в командировку и решил навестить Павлика. Вызвал его через директора. Вошел Павлик в старой латаной телогрейке, брюках  с рваными коленами, на ногах ботинки с отставшими подошвами, подвязанными веревочками. На неожиданной встрече студент педагогического училища смущенно улыбался. Напуганный  неожиданным визитом офицера НКВД, директор хвалил его: настойчивый, пишет стихи в стенгазету, будет поэтом. Иван, впечатленный видом Павла, купил шурину новые  ботинки, которыми тот потом очень гордился,  говорил, что он в них как будто сразу подрос и стал красивым.

     Через год  училище в Брюховецкой закрыли, а студентов распределили  по другим училищам Кубани. Павлика перевели в ст. Ленинградскую.  Он  с интересом изучал военное дело, с гордостью носил  значок «Ворошиловский стрелок», был хорошим спортсменом: гимнаст, футболист, с легкостью поднимал двухпудовую гирю. Писал стихи, одноактные  пьесы для драмкружка, с увлечением исполнял комические роли.

     После окончания педагогического училища, Ленинградским райвоенкоматом Павел Степанов был направлен на учебу в Киев. Там он стал курсантом 2-го артиллерийского училища, которое успешно окончил.

     Незадолго до начала войны Павел отправил домой весточку: «Если бы вы знали, мама, как я теперь играю!». И можно догадываться, что он имел ввиду не только скрипку, с которой не расставался, но и гаубицы – из них он метко стрелял по-снайперски. А ещё в том письме сын просил Епистинию Фёдоровну сберечь его тетради со стихами, что хранились в стареньком школьном портфеле, пока для него не прозвенит звонок с «большой перемены» — так назвал Павел свой перерыв после окончания педучилища в связи с уходом на военную службу.

     …22 июня 1941 года. В грохоте разрывов бомб и снарядов на западной границе встретил этот день артиллерийский взвод лейтенанта Павла Степанова. Поднятые по тревоге, воины с ходу вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. Бились до последнего снаряда, патрона,  гранаты. Теряя боевых товарищей, взвод отходил на восток.

    Где и как погиб Павел, а также где захоронен сведений нет. Из официального документа, присланного Министерством обороны СССР в музей семьи Степановых в 1972 году, стало известно, что командир взвода 141-го гаубичного артиллерийского полка 55 стрелковой дивизии лейтенант Степанов Павел Михайлович «пропал без вести в 1941 году». Но мы знаем одно, что он отдал свою жизнь ради Победы над врагом, ради мира и счастья живущих.