Среди вещей, входящих в наше повседневное бытие с колыбели и затем в течение всей жизни, нет, пожалуй, вещи более известной и вместе с тем более таинственной чем кукла.
Кукла наделена одной удивительной способностью играть роль человека, что создает вокруг куклы мистическую ауру. Вы только собираетесь взять в руки куклу, а уже мысленно ведете с ней разговор, видя перед собой не бездушную вещь, а некое одухотворенное создание. Пожалуй, до середины XX века, до массового появления в магазинах пластиковой игрушки, дети и в городах, и особенно в сельской местности, играли тряпичными куклами. В современности, игра в куклы уже не содержит того глубокого смысла, какой в неё вкладывали наши предки.
Испокон веков в семье поддерживает и хранит традиции женщина, бережно передавая их следующему поколению. Одна из таких традиций – создание кукол для обряда. В этом процессе участвовали и женщины, и девочки. Куклы для обряда создавались только по особой причине. Женщина, создавая такую куклу, наделяла её мистической силой, прежде всего за счет своего эмоционального настроя и глубокой веры в действительную силу своего создания.
Куклы для обряда бывают одетые и не одетые. Одежда указывает на возраст и пол изображения. Вторые просто указывают на символ человека. Одиночные и парные, например для свадебного обряда. Иногда изготавливались целые композиции.
Для каждого вида кукол свое место: красный угол, окно, печь, сундук, приданное. Так, например, красный угол заселяли куклы: «Зерновушка», «Очистительная». На печи находили свое место «Трясовицы». Были среди кукол и такие которые меняли свое место, так «Малая масленица» постоянно жила в красном углу, но на масляной недели выставлялась на окно. «Куватка» начинала свое существование в доме с колыбели, а после рождения ребенка подвешивалась над ней. «Кукла на веретене»- особая женская кукла, хранилась в сундуке, запертом на ключ, чтобы даже случайно её не увидел и не потрогал мужчина. Куклы, заговоренные для свадьбы, хранили всю жизнь. Созданная из ткани, взятой из подола одежды матери, «Утешительница», бережно сохранялась очень длительное время.
Кукла же изготовленная для обряда, несла в себе частицу, связывающую её со своим создателем или с человеком для которого она предназначается. Для защиты от возможности проникновения зла в человека через куклу, детали лица не рисовались. Голова поэтому безликая. Известны случаи, когда на лице вышивался крест, который символизировал солнце. Такую куклу использовали как оберег. Куклы преимущественно создаются в образе женщины. В мифологии славян именно персонажи женщин выступали в роли покровительниц домашнего очага, брака, плодородия, судьбы. Поэтому и в куклах просматривается образ матери. Более того, как признак материнства, обязательно присутствовала грудь.