Когда-то такой настенный репродуктор, что имеется в фондах Тимашевского музея семьи Степановых, был почти в каждом доме. Его называли «тарелкой» по схожести с формой столового прибора. Он представляет собой металлический каркас, на который натянута свернутая конусом плотная бумага черного цвета, служащая динамиком. В центре — регулятор громкости, провод с вилкой подключения к радиосети и электромагнитный механизм. Сзади громкоговорителя часто крепилась дугообразная металлическая пластинка с навесом для подвешивания репродуктора к стене.
Несмотря на простоту конструкции, у приборов историческая и культурная ценность: многие советские граждане узнали о начале войны, слушая радиотрансляции по таким громкоговорителям:
«…В сорок первом, в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду…» (Роберт Рождественский)
В домах собирались возле этих устройств все вместе, чтобы узнать о ходе боев из объявлений диктора, из сводок Совфинформбюро. А потом также все вместе, у репродуктора, радовались Победе!
На музейном экспонате сохранилось клеймо в виде ромба с полустертыми данными завода-изготовителя: «Управлен. пром. пред. радиозавод №18 НКС», что расшифровывается, как Радиозавод №18 Управления промышленных предприятий НКС (Наркомата связи). Находилось предприятие в г. Москва.
В фондах музея хранятся три настенных репродуктора 30-х годов прошлого века. Все доступны к просмотру посетителям. Две черные «тарелки» представлены в экспозиции «Герои земли Тимашевской»: с одной начинается витрина, рассказывающая о первых днях Великой Отечественной войны,
другая выставка подчеркивает трагизм скудной обстановки символической блокадной квартиры. И еще один громкоговоритель установлен на мемориальном подворье семьи Степановых в х. Ольховском — там, где, переживая за сыновей, слушала сводки с фронта легендарная Епистиния Федоровна Степанова.