Выставки

Экспозиция «Величие и боль семьи Степановых».

О величии ратного подвига семьи Степановых рассказывает центральный экспозиционный зал.  Сыновья и мать представлены здесь так, чтобы посетитель почувствовал и осознал величие подвига этой семьи. Каждому из братьев отведена отдельная витрина, где экспонаты рассказывают об их жизни и подвиге.

Пожелтевшие листки архивов, страницы старых газет, фронтовые письма и предметы военного времени раскрывают события второй мировой войны.

Поистине трагичны судьбы всех сыновей Епистинии Федоровны. В 1918 году замучен белогвардейцами старший сын Александр; в 1939 году на Халхин-Голе погиб командир взвода Федор Степанов; в 1941 году пропал без вести командир взвода гаубичного артиллерийского полка Павел Степанов; в апреле 1942 года расстрелян фашистами партизан Иван Степанов; в 1943 году на Курской дуге пал смертью храбрых командир роты управления танковой бригады Илья Степанов; в октябре 1943 года геройски погиб командир взвода инженерно-минной роты гвардии старший лейтенант Герой Советского Союза Александр Степанов-младший;  а в декабре 1943 года на окраине города Никополя расстрелян партизан —  Василий Степанов; 10 февраля 1945 года в концлагере Шталаг №326 умер рядовой Красной Армии Филипп Степанов. Вернулся с фронта единственный сын Епистинии Федоровны – Николай, который скончался от последствий ранений в 1963 году.

Гражданский подвиг Епистинии Федоровны Степановой посмертно отмечен боевым орденом Отечественной войны I степени, при жизни она была награждена Медалью Материнства и медалью «ХХ лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

По правой стороне зала на темно-зеленом фоне выставлены бюсты девяти братьев Степановых. В центре зала девять красных хрустальных колоколов, под ними девять искореженных гильз от снарядов – символ девяти искореженных жизней братьев Степановых. Многочисленные фотоколлажи рассказывают о событиях войны, трагедии загубленных жизней, героизме и непростых судьбах советских людей, победных салютах.  

 

 

Экспозиция «Герои земли Тимашевской».

Главная задача художественного решения экспозиции — это создание облика зала, соответствующего экспозиционному замыслу отразить героизм народа, тяжелые испытания, завершившиеся победой.

Экспозиция освещает вклад солдат, мирных жителей, летчиков, казаков, медиков, женщин, детей в дело Победы и посвящена нравственному подвигу и солидарности, мужеству на фронтах войны.

Помимо уникальных подлинных экспонатов, она привлекает своим запоминающимся художественным образом, который позволил на небольшом пространстве зала представить тему Великой Отечественной войны не просто достойно, но и драматургически выразительно, эмоционально и впечатляюще.

В экспозиции представлены такие разделы, как “Труженики тыла”, “Женщины на войне”, “Эвакогоспиталь”, “Период оккупации в Тимашевском районе”, “Узники концлагерей”, “Герои Советского Союза”, “Нюрнбергский процесс”, “Победа”.

Особое внимание уделено экспонированию фронтовых писем. Скупые и пространные, нежные и гневные, письма с фронта проникнуты общим чувством уверенности в победе, любовью к Родине, жаждой жизни, ожиданием встреч с родными и близкими.

Чтобы показать женщину на войне, использовали образ женщины нежной, мечтательной в женщине героической. В экспозиции представлены штапельное платье, сумочка, пудреница, зеркальце как символы веры в будущую мирную жизнь. У дальней стены представлена диорама боя на одной из зимних улиц станицы Тимашевской.

Уникальным является представленный в экспозиции комплекс материалов генерал-лейтенанта И.Л.Хижняка — командующего 11-м Гвардейским стрелковым корпусом.

 

Экспозиция «История и культура Кубани».

Экспозиция повествует об истории Тимашевского района с момента заселения Кубани черноморскими казаками и до начала Второй мировой войны.

Здесь экспонируются: фото и документы, рассказывающие о воинской службе казаков, о создании женского монастыря Святой Марии Магдалины, женских гимназий, церковно-приходских школ.

Наиболее ценным документом в этой экспозиции является паспорт Михаила Николаевича Степанова – главы семьи Степановых. Благодаря ему сотрудники музея смогли установить точную дату рождения Е.Ф.Степановой.

Авторы экспозиции раскрыли тему не только через её содержание, а через запоминающиеся, образные решения экспозиционного замысла, цель которого — создать у посетителя ощущение сопричастности истории казачества, вызвать соответствующее эмоциональное настроение.

Такой подход к оформлению выставки подразумевает связь между экспонатами и художественным решением, включая оборудование.

Создавая художественный образ экспозиции, контрольный показ материала осуществили на пространственном уровне, условно разделив с этой целью зал на две части, где тема “Переселение в результате общественно-политических и социальных потрясений” стоит особняком.

Для этого использовали художественно-архитектурное сооружение и цветовое решение. Разделение зала осуществили таким способом: по центру — большой крест, по обе стороны от креста пилоны, на которых тоже размещена часть экспозиции: слева — казачьи знаки, справа — иконы (показать, что именно так, с крестом и верой в душе переселялись наши предки в незнакомый кубанский край). Половина зала, где отражается сам процесс переселения, выполнен в зеленых тонах  — цвет жизни, спокойствия. Здесь атрактивными экспонатами являются копии символов казачьей власти — казачья булава, пернач, бунчук, копия жалованной грамоты императрицы Екатерины,  которой она дарует землю казакам. Удачно показаны интерьер казачьей хаты, кухонная утварь и предметы ремесленников.

Вторая часть зала выполнена в тревожных красных тонах. Обратная стороны пилона тоже служит экспозиционным полем. На пилоне красного цвета помещены фотографии вождей красного движения, на пилоне белого цвета — фотографии вождей белого движения. Перед ними стоит тачанка и оружие периода Гражданской войны.

Плоскостной материал помещен в оборудованных витринах. Каждая витрина — это отдельная тема: революция, Гражданская война, коллективизация, индустриализация, общественная жизнь, репрессии. Для более полного ощущения эпохи экспозиционное пространство каждой темы делится ещё на три части: верхняя часть — фотоколлажи, чтобы человек мог ощутить и визуально представить себе время именно этого периода; средний пояс — лозунги, под которыми жили люди; нижний пояс – витрины с документами, где исторический процесс показан через судьбы людей.

 

Выставка «Животный мир Краснодарского края».

Богат и разнообразен животный и растительный мир нашего края. Но состояние его сегодня вызывает серьезную тревогу. На выставке представлены чучела животных, многие из которых внесены в Красную книгу. Это значит, что  они относятся к редким и исчезающим видам, нуждающимся в охране людей. С этой целью вводятся запреты на охоту на редких животных и птиц, создаются общества охраны природы, а также создаются заповедники и заказники, в которых охраняются не какие-то отдельные виды растений и животных, а вся природа данного района в целом.

Интерес представляют такие животные,  как перевязка южнорусская. Численность ее в настоящее время сильно сократилась из-за распашки земель, выпаса скота, использования пестицидов, выжигания травы осенью, в результате чего погибает большое количество малых сусликов, хомяков, тушканчиков — основной добычи животного.

В 60-х годах ХХ века полностью была запрещена охота на лебедя шипуна, в результате чего численность лебедей постоянно увеличивается. На рубеже XIX — XX веков полюбились дамам шикарные эгретки – плечевые перья белых цапель. Началось глобальное их истребление. Международным соглашением белые цапли взяты под охрану. В последние десятилетия колонии белых цапель постепенно восстанавливаются.

Речная выдра находится на грани вымирания. Обитающий на Кавказе подвид выдры занесен в Красную книгу России. Для того, чтобы надежно охранять животных и птиц, нужно узнать о них и их жизни как можно больше. 

 

Экспозиция «Жизнь и быт семьи Степановых» на хуторе Ольховском.

Главная задача художественного решения экспозиции дома музея — создание облика жилой хаты, соответствующего экспозиционному замыслу: вот сейчас войдет Епистиния Федоровна, загорится в печке огонь, воздух наполнится запахом свежеиспеченного хлеба.

Дом с комплексом надворных построек не выглядит слишком музейно, здесь мемориальным является все: печь, дерево, камышовая изгородь, вода в колодце. Здесь каждый имеет возможность шагнуть в историческое прошлое из сегодняшнего дня, ощутить, понять великую и сложную героическую эпоху.

Выставка наполнена предметами быта конца ХIХ — начала ХХ в.в. Особый интерес посетителей вызывают первые утюги наших предков, сепаратор, ручная маслобойка, глиняная и деревянная посуда, сплетенная из лозы и висящая над дверью шляпа брыль, настенные ситцевые коврики у кровати, Красный угол в зале.

 

Выставка «Материнская слава» на хуторе Ольховском.

Все, что на ней представлено, отразится в душе любого человека, который зайдет в экспозиционный зал, каждый посетитель испытает чувство гордости и осознает роль женщины-матери в обществе.

Пропаганда  материнского подвига Епистинии Федоровны Степановой послужила основой создания выставки «Материнская слава». Стол — как символ семейного очага, самовар, сундук, прялка, детская кроватка, часы-ходики, швейная машинка,  ситцевые занавески, женский костюм того периода и другие уникальные

Отдельные витрины представляют материалы о матерях, потерявших сыновей в Афганистане и Чечне, о многодетных матерях, участницах  Великой Отечественной войны Палферовой Т.Д., Балашовой А.А., Тыщенко О.М.

На выставке «Материнская слава» уделено внимание и современным семьям — Аксентьевым, воспитывающим пятерых детей, Мандражиевым,  награжденным медалями «Родительская доблесть», Артемовым – отмеченным медалью «За любовь и верность».