В середине 60-х годов прошлого века московский кинорежиссер Павел Русанов прочитал в «Литературной газете» заметку «Мать». Её автор – Екатерина Лопатина – пронзительно написала о трагической судьбе Епистинии Фёдоровны Степановой, потерявшей своих сыновей в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Так родилась идея снять фильм об этой простой женщине, на долю которой выпало столько горя. Соавтором Русанову выступил другой московский режиссер – Борис Карпов. «Первой встречи с Епистинией Фёдоровной мы ждали как откровения, – вспоминал потом П.В. Русанов. – Какая она? Как живет? Захочет ли говорить с нами? И как мы ей посмотрим в глаза: мы живы, а ее сыновей нет… И вот дверь тихонько отворилась. Перед нами стояла маленькая седая женщина. Тихая, непреходящая печаль была видна в голубых, добрых глазах. Ее затаённую, глубокую скорбь выдавали бесчисленные морщины, пролегшие на красивом благородном лице. Узнав, что мы приехали в Ростов-на-Дону из Москвы, Епистиния Фёдоровна, пригласила нас в дом, где она в это время проживала в семье дочери Валентины Коржовой».
Создатели будущего фильма слушали Епистинию Фёдоровну, читали письма ее сыновей – их пожелтевшие от времени фотокарточки она положила перед собой, как святыню, а гости всматривались в открытые, мужественные лица братьев Степановых. Несмотря на преклонный возраст и всё пережитое, Епистиния Федоровна сохранила удивительно ясный ум и память. Помнила она столько разных весёлых и грустных подробностей из прошлого, что они, порою, удивлялись.
Спустя несколько месяцев, после того, как были улажены организационные вопросы, уже глубокой осенью, кинорежиссеры приступили к съёмкам. Авторы фильма постарались передать историю Е.Ф. Степановой так, чтобы зрителей до дрожи пробирала несправедливость, с которой ей пришлось столкнуться в жизни – пережить почти всех своих детей, и в то же время, чтобы каждый по ту сторону экрана восхитился стойкостью солдатской матери, с которой она приняла все удары судьбы. Своим фильмом режиссёры стремились донести пламенный призыв ко всем людям не допустить новых войн.
Съёмки проходили в разных местах: и в Ростове-на-Дону, и в украинском селе Бобрицы Каневского района Черкасской области, куда мать приезжала на могилу к своему самому младшему сыну Александру, Герою Советского Союза, совершившего подвиг в битве за Днепр. Снимали и на хуторе Первое Мая, откуда мать провожала своих сыновей на фронт – в кадре Е.Ф. Степанова за праздничным столом среди родных и близких. В фильм также вошла кинохроника Великой Отечественной войны.
Было несколько вариантов названий будущей кинокартины. Остановились на самом точном и ёмком: «Слово об одной русской матери». Именно это название было потом в 1967 году в программе V Международного кинофестиваля в Москве, где фильм был награжден серебряной медалью за второе место.
А вот годом позже, на VIII международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло (Монако), наш отечественный фильм не оставил никого равнодушным из всех участников интернационального жюри: работе советских кинорежиссёров П. Русанова и Б. Карпова было присуждено первое место и главный приз – статуэтка «Золотая нимфа».
Триумф фильма произошел ровно 55 лет назад. Статуэтка бережно хранится в семье П.В. Русанова. А совсем недавно Тимашевский музей семьи Степановых посетила внучка Павла Васильевича Мария Опекунова (Русанова) со своей семьёй. С трепетом и волнением они слушали рассказ экскурсовода о подвигах сыновей Е.Ф. Степановой, о её тяжёлой судьбе.
«С детства, сколько себя помню, знала о Епистинии Фёдоровне, — так потом написала в книге отзывов почетных гостей Мария Русанова, — всегда до глубины сердца поражали события, которые она смогла пережить, перенести. А знала я о ней благодаря документальному фильму «Слово об одной русской матери», который создал мой дед Русанов Павел Васильевич. Музей и экспозиции поражают до глубины души, до сердца, до слёз. Спасибо сотрудникам за то, что хранят Память! Развития, разрастания и много посетителей, чтоб все знали о Подвиге русского народа в Победе над фашизмом!».
Почти 60 лет назад был снят фильм «Слово об одной русской матери». Но все эти годы фильм трогает за душу каждого, кто его смотрит. Материнское горе не знает границ.