День железнодорожника, отмечаемый в России ежегодно в первое воскресенье августа, ведет свою историю еще из XIX века.
В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. Этот профессиональный праздник был учрежден в царской России еще в 1896 году и был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог.
В период его правления были построены: первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. День железнодорожника в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня (по старому стилю).
После Октябрьской революции 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Отважными подвигами прославились железнодорожники в годы ВОВ 1941-1945 гг.: магистрали к решающим сражениям были построены под бомбежками и обстрелами за считанные месяцы и дни.
Уже после войны знаменитые полководцы Великой Отечественной напишут в своих мемуарах, что одержать победу в переломных битвах без действенной помощи стальных магистралей было бы просто невозможно.
Только в первые месяцы войны за Урал были вывезены 2,5 тысячи заводов и фабрик. Из районов, которым грозила оккупация, эвакуировали более 18 миллионов человек.
Неувядаемой славой покрыли себя тимашевские железнодорожники. Они перевезли тысячи тонн грузов. Эвакуировали оборудование и станки, горючее и продовольствие, составы с хлебом с элеваторов Тимашевской, Роговской, Белой глины, Приморско-Ахтарска, Ейска шли в порт Новороссийск через станицу Тимашевскую.
В ноябре-декабре 1941 г. коллектив железнодорожников построил по своей личной инициативе бронепоезд «Смерть немецким оккупантам». В строительстве бронепоезда ветеранам гражданской войны, рабочим паровозного депо помогали и 10-классники железнодорожной школы. Вооружение для бронепоезда – пушки, пулеметы, боеприпасы, а также обмундирование и продовольствие получили из Азовской флотилии. С 1 января 1942 года бронепоезд нес патрульную вахту на железной дороге от станции Щербиновская до станции Ейск. С началом летних наступлений фашистских войск бронепоезд с тяжелыми оборонительными боями прошел от станции Сосыка до станции Новороссийск. Здесь состав бронепоезда был разбит немецкой авиацией. Многие бойцы бронепоезда вошли в состав воинских частей, впоследствии освобождавших Кубань.
За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны звание Героя Социалистического Труда присвоено 125 работникам транспорта, 716 награждены орденами Ленина.
Среди награжденных Герой Социалистического Труда Голуб Иван Андреевич (1914-1986), его бюст был торжественно открыт в мемориальном сквере города Тимашевска 15 ноября 2022 года.
Иван Андреевич Голуб родился 19 марта 1914 года в станице Старолеушковская (ныне — Павловский район Краснодарского края). После окончания семилетней школы работал сначала в сельхозартели, затем в совхозе. В ноябре 1933 года Голуб окончил техническую школу, после чего работал бригадиром пути и дорожным мастером на железной дороге. Позднее Иван Андреевич окончил курсы механиков тяжёлых путевых машин при Тульском железнодорожном техникуме.
С апреля 1941 года Иван Андреевич Голуб участвовал в реконструкции железной дороги Клин-Бологое. Здесь он узнал о начале Великой Отечественной войны. Голуб И.А. участвовал в восстановлении разрушенных при бомбёжках коммуникаций, а затем в строительстве пути нового Большого кольца вокруг Москвы, Северо-Печорской железной дороги, усилении Юго-Восточной железной дороги. Разработал и стал применять особый механизм, позднее получивший известность как путерасшивщик системы Голуб. Активно работал на восстановлении железных дорог под Сталинградом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Голуб И.А. был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Был дважды удостоен звания «Почётный железнодорожник», награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Красной Звезды, рядом медалей.