НА ПОРТРЕТЕ — ПАН ОЛЬХОВСКИЙ-МЛАДШИЙ

На днях музей семьи Степановых принял в дар от жительницы Краснодара Тамары Дмитриевны Котовой (Коваленко) портрет молодого пана Ольховского Ефима Никитовича. Для музея это интересный экспонат, ведь на хуторе Ольховском (после революции —хутор Первого Мая) располагается мемориальное подворье семьи Степановых. Дарительнице Тамаре Дмитриевне Котовой (Коваленко) 78 лет, она помнит Епистинию Федоровну Степанову и училась в одном классе с Георгием Степановым, сыном Филиппа, который умер от истощения в немецком лагере для военнопленных Шталаг 326.

 

     По некоторым сведения, Ольховские переселились на Кубань из-под Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска. Землю здесь получали казачьи военачальники.

     На портрете коротко стриженый юноша 17-19 лет приятной наружности в кадетской/юнкерской форме. Предстоит еще понять, как сделан этот портрет. Пока научные сотрудники музея склонны думать, что это художественно отретушированная фотография.

     Дарительница Т. Д. Котова  по материнской линии из семьи Ольховских. Ее мама, Клавдия Ефимовна, дочь этого молодого человека на портрете. В семье росли еще четыре сына: Павел, Александр, Григорий, Сергей.

Ольховский Ефим Никитович погиб в  Первую мировую войну на германском фронте, сыновья Сергей и Григорий  отдали свои жизни на полях Великой Отечественной войны. Павел жил в Азербайджане, в городе Кировабаде, Александр — в Славянске-на-Кубани.

     Мать нашей дарительницы Клавдию чудом не выслали как дочь кулака, просто местный бедняк Дмитрий Коваленко заступился за нее и потом женился на панской дочке. Жили не зарегистрированные,  «чтобы не портить биографию». Остальных Ольховских раскулачили и выслали на Север. У Ефима Ольховского (на портрете) были большие земельные угодья, сельхозтехника, земля сдавалась в аренду

     Этот экспонат подвигает научных сотрудников нашего музея  исследовать линию  семьи Ольховских глубже и подробнее. Живы еще потомки Ольховских, и мы надеемся, что они поделятся с нами ценными свидетельствами той эпохи. К тому же мало что известно о старшем Ольховском, который за свою примерную службу по охране южных рубежей  Российской империи получил надел земли и образовал собственно известный нам хутор.

                                                                                                                                                                                 Татьяна Погорелова.

 

На снимках: дарительница Тамара Дмитриевна Котовой (Коваленко); портрет Ефима Никитовича Ольховского, погибшего в Первую мировую войну; фотография семьи Павла Ольховского в Кировабаде; еще одна семейная реликвия — блюдо — пополнит музейную коллекцию редкого фарфора.
Фото Ларисы Криволуцкой